#: locale=ru ## Тур ### Описание ### Заголовок tour.name = Виртуальный тур ## Медиа ### Заголовок album_112AAD39_3DD2_24B3_41B1_6088154C7FD5.label = Фото Альбом 15_радио album_112AAD39_3DD2_24B3_41B1_6088154C7FD5_0.label = Отечественный радиоприемник «Рекорд» в деревянном корпусе с тремя диапазонами волн (короткие, средние и длинные), 1945. Из собрания Государственный литературный музей «20 век». album_14DF3E25_3DD6_2453_41B3_AD95E45165C2.label = Фото Альбом 14_колода карт album_14DF3E25_3DD6_2453_41B3_AD95E45165C2_0.label = Колода игральных карт в футляре. 1930-е album_1885800F_3DD2_3C50_41B9_FD13F0D6957D.label = Фото Альбом 13_М.Зощенко в своей комнате album_1885800F_3DD2_3C50_41B9_FD13F0D6957D_0.label = М. М. Зощенко в своей комнате. За рабочим столом. 1957. Фотография. Из собрания Государственный литературный музей «20 век». album_26DEDCD7_3DB2_25F0_41A5_9325AC6E5A31.label = Фото Альбом 11_Письменный стол album_26DEDCD7_3DB2_25F0_41A5_9325AC6E5A31_0.label = Письменный стол М.М. Зощенко в рабочем кабинете album_2A84315B_3DB1_DCF7_4131_6C248120C880.label = Фото Альбом 10_Аптечные сигнатуры album_2A84315B_3DB1_DCF7_4131_6C248120C880_0.label = Аптечные сигнатуры album_2C1C8625_3DBE_2450_41C3_DE1D56ED60CA.label = Фото Альбом 9_ справка об отравление газами album_2C1C8625_3DBE_2450_41C3_DE1D56ED60CA_0.label = Справка об отравлении удушливыми газами пушек противника, выданная подпоручику М.М.Зощенко.1916 album_2D75F362_3DB2_7CD1_41A2_E9D140A8C4E4.label = Фото Альбом 7_В.Гиппиус_Гоголь album_2D75F362_3DB2_7CD1_41A2_E9D140A8C4E4_0.label = В. Гиппиус «Гоголь в письмах и воспоминаниях» Издательство «Федерация». 1931. Из собрания Государственный литературный музей «20 век» album_2D75F362_3DB2_7CD1_41A2_E9D140A8C4E4_1.label = М. М. Зощенко. 1925 album_2D75F362_3DB2_7CD1_41A2_E9D140A8C4E4_2.label = Портрет Н. В. Гоголя album_2FE93295_3DB2_5C73_4169_865D796D45DE.label = Фото Альбом 8_1_Ботинки_Оксворды1930 album_75FD24BD_5144_25FA_41C3_B3AD6EB2B09F.label = Фото Альбом Шарж Б.Малаховского photo_11840AEA_3DDE_6DD0_4198_D0BD038740DC.label = 16_Печи_Або photo_1B1B7133_3DD6_5CB0_41CD_60D97CD081B1.label = В. В. Зощенко в своей комнате. 1978. Фотография Феликса Лурье. Из собрания Государственный литературный музей «20 век». photo_1B1B7133_3DD6_5CB0_41CD_60D97CD081B1.label = В. В. Зощенко в своей комнате. 1978. Фотография Феликса Лурье. Из собрания Государственный литературный музей «20 век». photo_23CEC169_2D54_1B28_419B_E66FBD6CC910.label = Конторка photo_283327EE_3DB2_E3D1_41CC_C2DE27D5E9D6.label = М. Зощенко. 1917. Фотография photo_283327EE_3DB2_E3D1_41CC_C2DE27D5E9D6.label = М. Зощенко. 1917. Фотография photo_2D1C6767_3D45_31D9_41C7_4122862C970C.label = 2_1__Газета _Копейка photo_2F19F9DD_3D43_30E9_41C1_955E5E120AF2.label = 6_подушечка photo_334136DC_3D45_50EF_41C4_BEAE8A531AD5.label = 2_Е.И.Зощенко photo_45442E17_514D_E4B5_41BD_7DF5F6001EA8.label = Дети у плетня photo_475246DD_5144_65BA_41C1_C6CE8CD79DF1.label = Крестьянин photo_74CF6DA5_5144_278A_41B6_F116AD6DC804.label = М. М. Зощенко photo_74CF6DA5_5144_278A_41B6_F116AD6DC804.label = М. М. Зощенко photo_7C2F84D3_515C_258E_41D3_D988EA50E9C5.label = Шарж «М. Зощенко до… и после диспута» photo_8362F3EA_900D_C2F0_41B8_C67F8FBAF048.label = 7_В.Гиппиус_Гоголь photo_88312ABA_9005_4D51_41E0_5B1019BAA4DD.label = 13_М.Зощенко в своей комнате photo_9A785D3A_9488_FF07_41C7_72334C9C8DD6.label = Шарж Б.Малаховского ## Поп-ап ### Тело htmlText_11C4DB47_3DDE_2CD0_415D_002CFAECBB7C.html =
Квартира писателя отапливалась дровами.
В кабинете М.М. Зощенко установлена печь известного финляндского завода Abo.
По каталогу-прейскуранту завода модель упоминается как Luettelo kaakeliuuneista, Turku. Это самая бюджетная модель № 3
Подобные печи были необыкновенно популярны и встречались в других домах Санкт-Петербурга.
htmlText_14EE1F4F_3DD2_E4EF_41C9_547EC08F467C.html =
Отечественный радиоприемник «Рекорд» в деревянном корпусе
с тремя диапазонами волн (короткие, средние и длинные), 1945.
Из собрания Государственный литературный музей «XX век»
Первый послевоенный приёмник ''Рекорд'' предназначался для прослушивания центральных радиостанций в любой точке СССР. Он был разработан в сетевом и батарейном вариантах в середине 1944 года на заводе ''Кузбассрадио''. Дизайн корпуса отечественного радиоприемника был скопирован с довоенных радиоустройств фирм ''Siеmens'' и ''Tesla''.
htmlText_16FACD53_3DDE_24F0_41C3_6F316626C238.html =
Квартира писателя отапливалась дровами.
В кабинете М.М. Зощенко установлена печь известного финляндского завода Abo. По каталогу-прейскуранту завода модель упоминается как Luettelo kaakeliuuneista, Turku. Это самая бюджетная модель № 3
Подобные печи были необыкновенно популярны и встречались в других домах Санкт-Петербурга.
htmlText_19CE91D9_3DD6_3FF3_41C3_5AD39026C373.html =
М. М. Зощенко в своей комнате. 1957
Фотография
Из собрания Государственный литературный музей «XX век»
Канцелярская печатная машинка Rheinmetall Borsig произведена в Германии в середине 1930-х годов. Это надежный инструмент для ежедневной литературной
работы: печать легкая с жестким ударом и отдачей.
С работой на печатной машинке связан термин «машинистка», утвердивший ее как исключительно женскую профессию.
Вера Владимировна Зощенко помогала мужу готовить рукописи для отправки в редакцию, долгое время работала секретарем-машинисткой, что было нередким делом в писательских семьях. Она гораздо чаще, чем сам писатель, сидела за его рабочим столом.
htmlText_1A59C971_3DD6_2CB3_41BE_9932E6E5C9AF.html =
Колода игральных карт в футляре. 1930-е
Бумага, картон; цв. типографская печать
Из собрания Государственный литературный музей «XX век»
В одном из ящичков письменного стола писателя хранилась колода карт. В часы досуга Михаил Михайлович любил раскладывать пасьянс. Он даже иногда гадал гостям, редко навещающим его в квартире. Любил играть в покер. Однако умудрялся проигрывать даже тогда, когда флеш-рояль был у него на руках.
htmlText_235A47CD_2D4C_0768_41C2_76827B105129.html =
Конторка – высокий письменный стол с наклонной подъемной столешницей, покрытой зеленым сукном для того, чтобы бумага не скользила по поверхности. Под крышкой столешницы – объемный ящик, где хранили книги, рукописи и письменные принадлежности, которые во время работы выставляли наверх.
М. Зощенко всегда внимательно относился к своему здоровью. Он не любил работать за письменным столом, предпочитая ему конторку. Пишущей машинке ― письмо от руки. Работать стоя за таким столом считалось полезным: вертикальное положение позволяло избежать лишнего напряжения в шейном отделе позвоночника.
htmlText_237C3D15_3DD2_2473_41BF_662C955BC02B.html =
Пресс-папье (в пер. с фр. presser – «нажимать», papier – «бумага», дословно - «прижимающий бумагу»).
Раньше страницы рукописей не нумеровались. Листы, лежащие на столе у окна, мог скинуть на пол сильный порыв ветра, или сам автор мог случайно смахнуть их неосторожным движением руки. При этом собрать листы рукописи в правильной последовательности было бы непросто, поэтому их прижимали тяжелым предметом – пресс-папье. В XX веке у пресс-папье появилась ещё одна функция – с помощью ткани или бумаги, расположенных на нижней части предмета, промакивали чернила.
htmlText_2716DB97_3DB2_EC7F_41AC_3B599DE7F2C2.html =
Рабочий письменный стол М.М. Зощенко
На рабочем столе писателя – непременные атрибуты литературного труда: мраморный набор из трех предметов: пресс-папье, перо и чернильница, печатная машинка.
htmlText_2B84EC58_3DB2_24F1_4198_EF9F00AC361C.html =
Аптечные сигнатуры
Деревянный настенный шкафчик декорирован резьбой, выполненной в лучших традициях абрамцево-кудринской резьбы. В резном декоре ‒ символические изображения птиц, чаш, винограда. Шкафчик предназначался для хранения лекарств, которые требовались в избытке для поддержания здоровья писателя.
М. Зощенко. Отрывок из рассказа «Опасное лекарство».
Интересно отметить, что водка появилась сравнительно недавно – шестьсот лет назад. Причем она появилась в качестве лекарства.
Врачи прописывали ее слабым больным для поднятия душевной бодрости, а также с профилактической целью – против чумы и холеры.
Причем прописывали ее помалу, как это и полагается в медицине, – по столовой ложке два раза в день.
Но вскоре больные сами увидели, что это такое. И в короткое время опрокинули, как говорится, все медицинские нормы. Уже столовые ложки их стали не удовлетворять. Уже родственники и врачи стали замечать, что больные тянут лекарство прямо из пузырька, прямо из горлышка. Причем шумят и требуют закуски.
htmlText_2CB71F79_3D4D_D1A8_41CA_A62474B7BDAC.html =
М. И. Зощенко
Крестьянин. Кон. XIX — нач. XX вв.
Холст, масло
Из собрания Государственный литературный музей «XX век»
htmlText_2CC8D55D_3DBE_24F3_41C1_C02CDA6C272A.html =
М. Зощенко. 1917
Рядом с кроватью – трость. Трость у М. М. Зощенко появилась ещё в юные годы. Писатель не хромал, но опирался на нее при ходьбе из-за больного сердца. Зощенко был участником Первой мировой войны, дослужился до чина штабс-капитана и получил пять орденов за отвагу. Был отравлен газами, что негативно отразилось на его здоровье. Порок сердца и мучительные приступы невротического характера, ипохондрия ― болезни напоминали о себе в течение всей жизни писателя.
htmlText_2F5CFB55_3DBE_2CF2_419B_CB6BF2059DDD.html =
Шарж Б. Малаховского на М. Зощенко
По воспоминаниям Корнея Чуковского, М. М. Зощенко «был одним из самых красивых людей <…> Смуглый, чернобровый, невысокого роста, с артистическими пальцами маленьких рук, он был элегантен даже в потертом своем пиджачке и в изношенных, заплатанных штиблетах».
С помощью предметов гардероба можно восстановить облик М. М. Зощенко.
Небольшой размер обуви (38) и невысокая трость свидетельствуют о небольшом росте писателя. Довольно узкий пиджак указывает на худощавое телосложение.
«На выход» М. Зощенко всегда одевался тщательно. Щегольство помогало ему быть всегда в форме, чувствовать себя успешным и привлекательным. Писатель носил модные классические шнурованные ботинки – оксфорды (модель «Легат»). Такую обувь предпочитали денди. И действительно, образ Зощенко напоминал блистательного красавца Оскара Уайльда.
htmlText_32BD1FBA_3D43_50AB_41C0_B60535E4CE21.html =
Михаил Иванович Зощенко. 1906
Фотография
Из собрания Государственный литературный музей «XX век»
Справа на конторке находится фотография отца – Михаила Ивановича Зощенко – художника-мозаичиста. Картины М. И. Зощенко хранятся в таких крупных музеях, как Русский музей и Третьяковская галерея.
htmlText_32BFBB10_3D4D_F177_41C9_2BD6440C6A88.html =
М. И. Зощенко
Дети у плетня. 1900
Холст, масло
Из собрания Государственный литературный музей «XX век»
Две картины Михаила Ивановича оформляют стены кабинета. Одна из них висит над конторкой и называется «Дети у плетня». Другая расположена на противоположной стене и называется «Крестьянин».
htmlText_32E9026E_3D46_D3AB_41C0_831EE26286A0.html =
Реклама Товарищества Издательского Дела «Копейка». 1913
htmlText_33F7E374_3D43_51BF_4167_9F6A62E7EEA5.html =
Елена Осиповна (Иосифовна) Зощенко (в девичестве – Сурина)
Фотография
Из собрания Государственный литературный музей «XX век»
Обычно на конторке стояли милые сердцу вещи. Рабочий стол писателя украшают два портрета. Слева – фотография матери – Елены Осиповны Зощенко (урожденной Суриной). В молодости она играла на любительской сцене под фамилией Громова, занималась литературой: писала небольшие рассказы, печаталась в газете «Копейка», издававшейся в России колоссальными по тем временам тиражами. Именно от матери Михаил унаследовал литературный талант, манеру писать без правок и аккуратный почерк.
htmlText_46B36BC4_5147_E38A_41C5_210F77A3C73A.html =
Маленькую подушечку, набитую конским волосом, М. М. Зощенко сделал своими руками. Она привязана к изголовью кровати таким образом, чтобы писатель
с комфортом мог по вечерам сидеть, опираясь на нее, а также иметь возможность писать, читать и работать.
htmlText_4AF0400A_5143_DC9E_41BC_0216AD6DFEAF.html =
В. Гиппиус «Гоголь в письмах и воспоминаниях»
Издательство «Федерация». 1931
Из собрания Государственный литературный музей «XX век»
«Берегите Зощенко. Это наш современный Гоголь», – утверждал писатель Алексей Ремизов.
М. М. Зощенко довольно рано начали сравнивать с великим литератором. Схожесть судьбы с любимым писателем находил и сам Зощенко. Он любил перечитывать его книги, живо интересовался биографией, детально изучал историю его болезни.
Книга любимого писателя всегда находилась «под рукой»: на прикроватной тумбочке лежал томик Гоголя или книга о писателе, которые М. Зощенко перечитывал перед сном.
htmlText_80CA0BCE_9007_C330_41E0_8D55A048A2EB.html =
Михаил Иванович Зощенко. 1906
Фотография
Из собрания Государственный литературный музей «XX век»
Справа на конторке находится фотография отца – Михаила Ивановича Зощенко – художника-мозаичиста. Картины М. И. Зощенко хранятся в таких крупных музеях, как Русский музей и Третьяковская галерея.
htmlText_815DD037_9005_7D50_41B6_E9AC3B2C7EC4.html =
М. И. Зощенко
Дети у плетня. 1900
Холст, масло
Из собрания Государственный литературный музей «XX век»
Две картины Михаила Ивановича оформляют стены кабинета. Одна из них висит над конторкой и называется «Дети у плетня». Другая расположена на противоположной стене и называется «Крестьянин».
htmlText_829136A6_900D_4570_41C6_639773B123D9.html =
М. И. Зощенко
Крестьянин. Кон. XIX — нач. XX вв.
Холст, масло
Из собрания Государственный литературный музей «XX век»
htmlText_82F87FD5_900C_C2D0_41C9_920C3ED67F0D.html =
Маленькую подушечку, набитую конским волосом, М. М. Зощенко сделал своими руками. Она привязана к изголовью кровати таким образом, чтобы писатель
с комфортом мог по вечерам сидеть, опираясь на нее, а также иметь возможность писать, читать и работать.
htmlText_83CF8EC4_900D_4530_41CD_3BD3A8556058.html =
В. Гиппиус «Гоголь в письмах и воспоминаниях»
Издательство «Федерация». 1931
Из собрания Государственный литературный музей «XX век»
«Берегите Зощенко. Это наш современный Гоголь», – утверждал писатель Алексей Ремизов.
М. М. Зощенко довольно рано начали сравнивать с великим литератором. Схожесть судьбы с любимым писателем находил и сам Зощенко. Он любил перечитывать его книги, живо интересовался биографией, детально изучал историю его болезни.
Книга любимого писателя всегда находилась «под рукой»: на прикроватной тумбочке лежал томик Гоголя или книга о писателе, которые М. Зощенко перечитывал перед сном.
htmlText_84EF4299_9004_FD53_41C8_DAC22391510A.html =
Шарж Б. Малаховского на М. Зощенко
По воспоминаниям Корнея Чуковского, М. М. Зощенко «был одним из самых красивых людей <…> Смуглый, чернобровый, невысокого роста, с артистическими пальцами маленьких рук, он был элегантен даже в потертом своем пиджачке и в изношенных, заплатанных штиблетах».
С помощью предметов гардероба можно восстановить облик М. М. Зощенко.
Небольшой размер обуви (38) и невысокая трость свидетельствуют о небольшом росте писателя. Довольно узкий пиджак указывает на худощавое телосложение.
«На выход» М. Зощенко всегда одевался тщательно. Щегольство помогало ему быть всегда в форме, чувствовать себя успешным и привлекательным. Писатель носил модные классические шнурованные ботинки – оксфорды (модель «Легат»). Такую обувь предпочитали денди. И действительно, образ Зощенко напоминал блистательного красавца Оскара Уайльда.
htmlText_85A79E9D_9005_4553_4176_89F994A6AA36.html =
М. Зощенко. 1917
Рядом с кроватью – трость. Трость у М. М. Зощенко появилась ещё в юные годы. Писатель не хромал, но опирался на нее при ходьбе из-за больного сердца. Зощенко был участником Первой мировой войны, дослужился до чина штабс-капитана и получил пять орденов за отвагу. Был отравлен газами, что негативно отразилось на его здоровье. Порок сердца и мучительные приступы невротического характера, ипохондрия ― болезни напоминали о себе в течение всей жизни писателя.
htmlText_86724C64_903C_C5F0_41E0_E9C102792FC2.html =
Аптечные сигнатуры
Деревянный настенный шкафчик декорирован резьбой, выполненной в лучших традициях абрамцево-кудринской резьбы. В резном декоре ‒ символические изображения птиц, чаш, винограда. Шкафчик предназначался для хранения лекарств, которые требовались в избытке для поддержания здоровья писателя.
М. Зощенко. Отрывок из рассказа «Опасное лекарство».
Интересно отметить, что водка появилась сравнительно недавно – шестьсот лет назад. Причем она появилась в качестве лекарства.
Врачи прописывали ее слабым больным для поднятия душевной бодрости, а также с профилактической целью – против чумы и холеры.
Причем прописывали ее помалу, как это и полагается в медицине, – по столовой ложке два раза в день.
Но вскоре больные сами увидели, что это такое. И в короткое время опрокинули, как говорится, все медицинские нормы. Уже столовые ложки их стали не удовлетворять. Уже родственники и врачи стали замечать, что больные тянут лекарство прямо из пузырька, прямо из горлышка. Причем шумят и требуют закуски.
htmlText_86CEAE6D_903F_45F0_41D6_602BD9CFF6F7.html =
Рабочий письменный стол М.М. Зощенко
На рабочем столе писателя – непременные атрибуты литературного труда: мраморный набор из трех предметов: пресс-папье, перо и чернильница, печатная машинка.
htmlText_870A2040_903D_7D30_41C5_DEEEA7BA4275.html =
Пресс-папье (в пер. с фр. presser – «нажимать», papier – «бумага», дословно - «прижимающий бумагу»).
Раньше страницы рукописей не нумеровались. Листы, лежащие на столе у окна, мог скинуть на пол сильный порыв ветра, или сам автор мог случайно смахнуть их неосторожным движением руки. При этом собрать листы рукописи в правильной последовательности было бы непросто, поэтому их прижимали тяжелым предметом – пресс-папье. В XX веке у пресс-папье появилась ещё одна функция – с помощью ткани или бумаги, расположенных на нижней части предмета, промакивали чернила.
htmlText_8817F48A_9004_C530_41E0_CBA33941C150.html =
М. М. Зощенко в своей комнате. 1957
Фотография
Из собрания Государственный литературный музей «XX век»
Канцелярская печатная машинка Rheinmetall Borsig произведена в Германии в середине 1930-х годов. Это надежный инструмент для ежедневной литературной
работы: печать легкая с жестким ударом и отдачей.
С работой на печатной машинке связан термин «машинистка», утвердивший ее как исключительно женскую профессию.
Вера Владимировна Зощенко помогала мужу готовить рукописи для отправки в редакцию, долгое время работала секретарем-машинисткой, что было нередким делом в писательских семьях. Она гораздо чаще, чем сам писатель, сидела за его рабочим столом.
htmlText_9EA04755_901C_C3D0_41D3_47CE4FA93103.html =
Конторка – высокий письменный стол с наклонной подъемной столешницей, покрытой зеленым сукном для того, чтобы бумага не скользила по поверхности. Под крышкой столешницы – объемный ящик, где хранили книги, рукописи и письменные принадлежности, которые во время работы выставляли наверх.
М. Зощенко всегда внимательно относился к своему здоровью. Он не любил работать за письменным столом, предпочитая ему конторку. Пишущей машинке ― письмо от руки. Работать стоя за таким столом считалось полезным: вертикальное положение позволяло избежать лишнего напряжения в шейном отделе позвоночника.